abramshlimazl

Categories:

ритуальные убийства часть 1

СУД В ЭНДИНГЕНЕ

В 1470 г. три брата – еврея из города Эндингена – были казнены по обвинению в ритуальном убийстве семьи нищих, нашедших приют в их доме в 1462 г., а остальные евреи Эндингена были изгнаны.

 Эндинген – это городок в Брейсгау в верховьях Рейна, между Рейном и Шварцвальдом. Он лежит в плодородном краю пастбищ и виноградников, поодаль от важных торговых городов – Страсбурга, Кольмара и Фрейбурга. Сам Эндинген в то время был невелик: около двух сотен дворов, приблизительно тысяча жителей, главным образом земледельцев, виноделов и бочаров. Эндинген пользовался ограниченной политической автономией. Уголовный суд в городе был прерогативой великого герцога Австрийского, который перепоручал ее местному феодалу. По приказу своего господина город должен был принять в свои пределы евреев, тогда как вольные города делать это, как правило, отказывались.

, Эндингенское дело началось с обнаружения тел. В канун Пасхи 1470 г., во время ремонта гробницы при церкви Святого Петра в Эндингене рабочие наткнулись на тела мужчины и женщины, а также на два обезглавленных тела детей. 

 Люди вспомнили, что за восемь лет до этого, в 1462 году, многие евреи собрались в доме еврея Элиаса для празднования праздника Суккот и что именно в это время семья нищих попросила у Элиаса приют на ночь. Эти подозрения были доведены до сведения великого герцога Сигизмунда, властителя города, и тот повелел Карлу Баденскому, правившему городом от его имени, расследовать это дело. Карл сразу же приказал арестовать евреев Эндингена. 24 марта Элиас и его братья Эберлин и Мерклин были взяты под стражу. Три брата предстали перед судом и через десять дней, 4 апреля, сожжены на костре. Остальные евреи были изгнаны из города.

Документы о суде над евреями существуют в нескольких копиях: в городском архиве Фрейбурга находится копия отчета о следствии; в архиве Страсбурга хранится копия признаний трех евреев, еще одна – имеется в архиве Франкфурта. В Страсбурге также сохранилась копия признаний трех евреев из города Пфорцгейма, арестованных по тому же делу. Ниже приводится текст признания Элиаса, находящегося в Фрейбурге:2

В субботу перед праздником Пасхи [24 марта] в лето Господне [14]70, был арестован Элиас, еврей из Эндингена, и подвергся допросу по поводу убийства, которое было совершено за несколько лет до того евреями в Эндингене, ибо точно известно, что никто другой это убийство не совершал. 

Во-первых, он должен был ответить, известно ли ему, что за несколько лет до этого несколько бедняков нашли приют в его хлеву. На это еврей Элиас безо всяких пыток или причинения ему боли ответил, что за некоторое время до этого, возможно, восемь лет назад, несколько бедняков пришли к порогу его дома и попросили приюта – а было их – мужчина, женщина, двое детей и маленькая лошадь.

 Его жена Серлин пригласила этих бедняков в хлев, где они могли найти солому для постели. Бедняки вместе со своими двумя детьми зашли в хлев. После этого Элиаса спросили [...], кто убил их и кто еще присутствовал при этом. На это еврей Элиас ответил: Убийство было совершено той же ночью в хлеву евреем Меннлином, евреем Мерклином, евреем Леоманом, Гесманом Младшим, евреем Матфеем и чужим бродячим евреем

Они помогали друг другу в совершении убийства, и в ту же ночь вынесли этих четверых, которых убили, через заднюю дверь хлева на тропинку к гробнице. Спросили Элиаса, был ли он в хлеву в то время и что он делал. На это он ответил: он не был в хлеву, а стоял на страже около дома [...] 

Другие евреи приказали ему стоять там; он выполнил их приказ, но подошел к хлеву, чтобы посмотреть, что остальные делают с несчастными людьми, и через щель в двери увидел, как каждый из них берет себе одного из людей и убивает его серпом, а затем выносит его из задней двери к гробнице. Он сказал также, что его брат Эберлин караулил на улице около моста. Еврей Элиас сказал, что после этого евреи собрали кровь детей в чашу, а их головы взяли в комнату.

Иллюстрация 24

ритуальное убийство  в Регенсбурге. Из: Mattheas Roder, Bavaria Sancta. Harvard, Houghton Library

под конец Эберлин изъявил желание креститься и кончить жизнь христианином.

Третий брат, Мерклин, дал свои показания :

. Он признался, что сам перерезал женщине горло, и рассказал, что родители были убиты первыми, пока дети еще спали, и лишь после этого были убиты дети, а их кровь собрана. Он также описывает, как тела были сброшены в яму, которую они вырыли в горе костей в гробнице. Мерклина спросили, для чего евреи нуждаются в христианской крови. “На это он ответил многословно, и сказал сперва, что евреям нужна христианская кровь, так как в ней содержится великая целительная сила”.

Следователи не приняли этого ответа, и тогда Мерклин сказал, что “евреи нуждаются в христианской крови из-за ее вкуса, так как сами они воняют”. И этот ответ показался неудовлетворительным допрашивающим, и от Мерклина потребовали “истины”, так как его брат дал другое объяснение.

На это он злобно ответил, что он хочет сказать нам правду и что видит, что иначе не может быть [...] и что евреям нужна кровь христиан для совершения обрезания. Тогда Мерклина снова спросили об уже упомянутых вещах [и мы] упрекнули его: если вам, евреям, хорошо известно, что кровь христиан хороша и приносит исцеление, почему вы не креститесь? На это он ответил, что это дело Сатаны.

Какой вывод можно сделать из свидетельства Мерклина о христианской вере?

Иллюстрация 25

Ритуальное убийство. Иллюстрация к рукописи XV в. (?) London, The British Library, Ms. 11577, d.e. 6

Иллюстрация 26

Еврея тащат к месту казни. Из: Thomas Murner, Die Entehrung Mariae durch die Juden Jahrbuch fur Geschichte, Sprache und Literatur Elsass-Lothringen, vol. 21, (1905)

 Лео из Пфорцгейма признался своим судьям, что восемнадцать или двадцать лет назад он присутствовал на обряде обрезания. Он увидел там красную жидкость в кубке, и отец объяснил ему, что это кровь христиан, необходимая евреям для совершения обрезания.7 

В этой связи стоит обратить внимание на то, что и в Блуа, о котором мы уже рассказали, и в Тренто, о котором еще предстоит рассказать, а также в других местах евреи подвергались казни через сожжение. Костер, как правило, предназначался лишь для еретиков и колдунов, а не для убийц. Видимо, для судей преступление евреев состояло не в убийстве, а в черной магии и осквернении святынь.

В Эндингене евреев обвиняли в том, что они убили не одного ребенка, а целую семью. Эти события в представлении, рассказах и балладе подводятся под основную модель христианской истории: отец, мать, двое маленьких детей и лошадка ищут ночлега, спят на соломенной постели – кто же они такие, как не святое семейство, спрятавшееся в Вифлееме, в пещере или хлеву? Дети, которых евреи убивают с такой жестокостью, кто же они такие, как не невинные младенцы, которых Ирод приказал убить в Вифлееме и окрестностях, когда услышал о рождении Иисуса (Мф 2:16)? И кто же они все такие, как не сам Иисус, невинное дитя человеческое, якобы распятое евреями, невинная жертва за грехи людей?

ПОСЛЕДСТВИЯ СУДА

ритуальное убийство  произошел во время противостояния между городом Эндингеном и его феодальным сеньером, защитником евреев, по поводу судебных полномочий города. Город стремился выкупить свою судебную независимость у феодального сеньора, его жители собрали на это 500 гульденов, но властитель города, Мартин из Штауфена, готов был им ее предоставить лишь тогда, когда к сумме будет добавлена компенсация ему за потерю доходов от казненных евреев и их конфискованного имущества. 

Сын Меннлина Смолле в своих показаниях сообщил об еще одном ритуальном убийстве, в котором он якобы принимал участие, – в Нюрнберге в 1465 г. Он также рассказал, что за пять лет до того, в 1460 г., он участвовал в покупке христианского ребенка и продаже его евреям Вормса, которые затем убили мальчика и использовали его кровь. Помимо Эндингена и Пфорцгейма, в это дело были вовлечены многие другие города Германии – Вормс, Нюрнберг, Франкфурт. Лишь вмешательство императора Фридриха III остановило дальнейшее раздувание этого дела, и без того принявшего огромные размеры. 

Фридрих III, как мы знаем, обвинил Карла Баденского в том, что он арестовал, пытал и казнил евреев без императорского позволения. Он запретил ему конфисковать еврейское имущество и повелел выпустить тех евреев, которые еще находились в заключении, а также обязал его впредь обращаться к нему лично с любыми претензиями, которые возникнут у него к евреям. Точно такое же послание, осуждающее суд в Эндингене, получили все светские властители разных рангов. Тем временем успели сжечь еще четырех евреев из Пфоргейма, но из-за вмешательства императора остальные были освобождены, и дело было завершено.

ритуальные убийства  происходили во всех странах Европы, но наиболее распространены они были в германоязычных странах Центральной Европы, особенно в XV–XVI вв.8 

Каннибальский мотив убийств  – использование крови жертв в ритуальных целях.


1 Эта глава основывается на первой главе книги Hsia, R. Po-chia, The Myth of Ritual Murder. Jews and Magic in Reformation Germany, [68], pp. 14-41.

2 Ibid., pp. 18 -19.

3 Ibid., p. 21.

4 Ibid., p.21.

5 Ibid., p. 22.

6 Ibid., p. 29

7 Ibid., p.29.

8 Ibid., p. 4.; См. также список кровавых наветов, который приводит Пойкерт (Peuckert): Handwоrterbuch des deutschen Aberglaubens, vol. VII, cols. 727-739, [79]. См. также таблицу ниже, с. 476.С

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded