Category:

о морали

Аристократическая мораль, отмеченная печатью чести, характеризуется одним главным и постоянным критерием: способностью действовать вразрез со своими интересами.

 Это в корне отличает ее от либеральной теории, согласно которой человек, главным образом определимый как экономический агент, постоянно преследует свои собственные интересы. 

Но не будем впадать в аскетизм и отвлекаться от окружающей действительности: нормальное общество не может состоять исключительно из героев, да и нужно ли, чтобы примером служили именно герои, а не… кто-нибудь еще. 

Сомбар определяет героя как человека, находящегося в постоянном поиске того, что он мог бы привнести в жизнь, чем он мог бы обогатить ее, в отличие от «буржуа», который постоянно пытается извлечь что-то из жизни для обогащения собственного существования. 

Исследование героических актов и событий показывает, что человека заставляют жить или умирать одни и те же причины, и в этом смысле нормальным представляется то, что в эпоху, в которой не за что умирать, невозможно найти и смысла жизни. 

На более общем уровне: допустим, что каждому праву должна соответствовать определенная обязанность. 

У всех людей есть права, значит, у них есть и обязанности. А если у них должны быть равные права, то и обязанности должны быть равными. Здесь возникает вопрос: каких обязанностей мы вправе требовать от любого человека и на какие права любой человек может рассчитывать

Данный принцип «работает» в двух направлениях: действительно, тот, кто исполняет много обязанностей, может иметь больше прав, но мы не можем навязать больше обязанностей тому, у кого прав меньше. 

Право без обязанности быстро обретает статус привилегии (в современном смысле слова), а это уже считается несправедливым и запускает (причем законно) всем известный «революционный» процесс.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded