abramshlimazl

Categories:

Еврейские экстремистские и террористические организации в Израиле и США-часть 1

«Малхут Исраэль» («Израильское царство») – террористическая группа, действовавшая в Израиле в начале 1950-х гг.. В Израиле группа больше известна как «Црифинское подполье» по названию военной базы в Црифине, где проходили заседания военного трибунала, созванного для вынесения судебного решения по делам о преступлениях, совершенных членами террористического подполья. Всего перед судом предстало 16 человек.

Лидер подполья, бывший член ЛЕХИ Яааков Херути, вовлекал в преступное сообщество своих друзей и соратников по боевому прошлому. Известно, что Я. Херути занимался в ЛЕХИ производством взрывчатых веществ и был направлен руководством организации в 1947 г. в Лондон для подготовки покушений на министра иностранных дел Э. Бевина и командующего британскими войсками в Палестине генерала Э. Баркера. Посланные Я. Херути письма с взрывчаткой были перехвачены агентами английской разведки.
В терактах на территории Израиля террористы из «Црифинского подполья» использовали оружие и взрывчатку, припрятанную бойцами ЛЕХИ еще до образования Израиля в 1948 г.
9 февраля 1953 г. члены террористической группы пробрались на территорию посольства СССР в Тель-Авиве и заложили тридцатикилограммовую бомбу. В результате взрыва сильно пострадало здание посольства, несколько сотрудников были ранены, в том числе советник-посланник П. Ершов и его супруга. 12 февраля 1953 г. Советский Союз и все страны Восточного блока, кроме Болгарии, официально разорвали дипломатические отношения с Израилем.

В ходе судебных разбирательств, не было доказано, что теракт в советском посольстве – дело рук участников «Црифинского подполья». Однако один из членов группы Йосеф Манкес, позже проходивший по другому делу, признался, что бомбу заложили он и Я. Херути.

еррорист иудо-нацист Яааков Херути
еррорист иудо-нацист Яааков Херути

Яааков Херути

Трижды члены группы «Црифинского подполья» предпринимали в 1953 г. неудачные попытки осуществить взрыв на территории посольства Чехословакии в Тель-Авиве. Во время следствия они признались, что нападения на советскую и чешскую дипмиссии были ответной реакцией на «дело врачей» в СССР и «дело Сланского» в ЧССР.

Арестованные «подпольщики» сознались также, что это они несут ответственность за обстрел с израильской стороны иорданских пограничников, дислоцированных вдоль границы с Западным Иерусалимом.

«Црифинское подполье» намеревалось устранить тогдашнего канцлера Германии Конрада Аденауэра. Письмо с взрывчаткой, направленное в резиденцию германского канцлера, было перехвачено службой безопасности. На допросах подозреваемые в этом преступлении признались, что этой акцией они хотели выразить протест против подписания в начале 1952 г. договора о репарациях, в соответствии с которым Западная Германия должна была начать выплату денежных средств за ущерб, нанесенный евреям гитлеровским режимом.

В апреле 1953 г. члены «Малхут Исраэль», вооруженные железными прутьями, напали на известного американского скрипача Яшу Хейфеца, который во время гастролей в Израиле, несмотря на угрозы националистов, отказался исключить из своей концертной программы произведения Р. Штрауса.

26 мая 1953 г. член «Цифринского подполья» Я. Блюменталь, действуя по своей собственной инициативе, был задержан полицией при попытке заложить взрывчатку в здании министерства образования в Иерусалиме. Таким образом люди Я. Херути хотели выразить свое несогласие с правительственной политикой приобщения к системе светского образования детей из религиозных семей иммигрантов – выходцев из Северной Африки. Во время обысков в квартире Я. Блюменталя были найдены списки всех членов «Малкут Исраэль», которые тотчас же были арестованы.

6 июля 1953 г. генерал, начальник генштаба ЦАХАЛ М. Маклеф созвал специальный военный трибунал, председателем которого был назначен глава Иерусалимского окружного суда полковник Б. Халеви. В 1961 г. он будет одним из трех судей, вынесших смертный приговор нацистскому преступнику А. Эйхману.
Я. Херути был приговорен к десяти годам лишения свободы, наиболее активный исполнитель терактов Шимон Бахар –
к двенадцати годам, остальные получили сроки от одного года до семи лет. 

24 апреля 1955 г., т.е. менее чем через два года, все члены «подполья» были амнистированы указом премьер-министра и министра обороны Д. Бен-Гуриона по рекомендации, которая была дана юридическим советником правительства Х. Коэном. Однако история «Црифинского подполья» на этом не закончилась и вновь всплыла в марте 1958 г., когда было совершено убийство Рудольфа Кастнера, руководителя сионистского венгерского Комитета помощи и спасения евреев в годы Второй мировой войны. Р. Кастнер тесно сотрудничал в то время с начальном еврейского отдела Гестапо А. Эйхманом и обеспечивал выборочную депортацию евреев из Венгрии в Палестину. В результате переговоров Р. Кастнера с нацистами были переправлены в Палестину 1 694 чел. – в основном молодые мужчины и состоятельные бизнесмены; в то же время в венгерских концлагерях было уничтожено 476 тыс. евреев. В ходе расследования выяснилось, что в нападении на Р. Кастнера принимали участие Й. Манкес и еще один бывший член ЛЕХИ Зеэв Экштейн. Оба были приговорены к пожизненному заключению. В июне 1961 г. Й. Манкес попросил о встрече с представителями израильской прокуратуры, во время которой признал свою ответственность за организацию и приведение в действие взрывного устройств на территории советской дипмиссии.

Tilda Publishing
«Брит а-канаим»

Союз зелотов»)«Союз зелотов» представлял собой еврейскую радикально-религиозную организацию, которая придерживалась строжайшей конспирации и действовала в Израиле в период с 1950 по 1953 гг. против распространенной в то время тенденции к секуляризации только что созванного государства. В состав организации, которая насчитывала не более 35 человек, входили студенты ешивы (религиозное училище) «Порат Йосеф» в Иерусалиме. Среди них были раввин Мордехай Элияху, будущий главный раввин сефардской общины Израиля и Шломо Лоренц, член Кнессета с 1961 по 1981 гг., занимал пост председателя парламентской финансовой от религиозной партии «Агудат Исраэль» («Объединение Израиля»).

Здесь следует учитывать, что когда создавалось государство Израиль, ортодоксальные евреи, включая их основное объединение «Агудат Исраэль», отказались признать его. Они считали, что подлинное государство Израиль может жить только по законам Галахи. Вместе с тем и до, и после образования Израиля соотношение светских и религиозных ценностных ориентаций израильского общества никогда не менялось: только 10-15% израильского населения строго следуют всем предписаниям и канонам иудаизма. Большинство основателей политического сионизма и первых иммигрантов были светскими людьми, стремившимися к построению либерально-демократического, основанного на принципах секуляризма государства. Чтобы не обострять внутреннюю обстановку сионистское руководство пошло на уступки религиозной общине и негласно поддержало «соглашение статус-кво» – исторический компромисс между всеми политическими силами страны. Это соглашение определяет, что суббота, основные религиозные праздники, посты и памятные дни будут выходнымиднями, и в эти дни не будут работать государственные и частные учреждения и предприятия, магазины, общественный транспорт. Кашрутбудет соблюдаться повсеместно; религиозное ортодоксальное образование будет пользоваться полной автономией, бракоразводные дела будут находиться в компетенции раввинатских судов.

Значительная часть религиозных партий и организаций согласилась действовать в рамках «соглашения статус-кво», и сейчас религиозные структуры в Израиле тесно переплетены с государственными институтами и учреждениями и финансируются из государственного бюджета. Однако некоторые ультраортодоксальные группировки, как, например, «а-Эда а-харедит» («Набожная община»), Сатмарские хасидды, «Наторей Карта» («Стражи города») и др. не признают государство Израиль и его законов, игнорируют парламентские выборы, отвергают правительственные дотации, объявляют день независимости страны днем поста и покаяния, считая сам факт образования Израиля продолжающейся «катастрофой» еврейского народа. К числу таких группировок относился и «Союз зелотов». В январе 1951 г. новые «ревнители веры» взорвали несколько десятков автомобилей, владельцы которых передвигались на них в субботу, устроили пожар в здании автобусного гаража государственной транспортной компании «Эгед», разгромили несколько лавок, торговавших некошерными продуктами и ресторан, работавший по субботам.

террорист иудо-нацист Шломо Лоренц
террорист иудо-нацист Шломо Лоренц

Шломо Лоренц

Наиболее амбициозный план «Союза зелотов» предусматривал приведение в действие взрывного устройства в здании Кнессета во время пленарного заседания, на котором обсуждался вопрос об обязательной службе девушек в регулярной израильской армии. Но из-за опасения, что взрыв может привести к большим жертвам, в итоге было решено бросить в зал заседания дымовую шашку и отключить электричество. К этому времени в группу воинствующих ультраортодоксов были внедрены два агента израильской Общей службы безопасности ШАБАК, и до совершения теракта все члены были арестованы. Однако по решению суда вскоре почти все религиозные экстремисты были отпущены на свободу, и лишь четверо приговорены к тюремному заключению от шести месяцев до года. Проведенное позже парламентское расследование феномена «Союза зелотов» показало, что входившие в группу ультраортодоксы ставили своей целью заменить светскую форму государства управления в Израиле на теократию, устроенную по законам Галахи.

Tilda Publishing
«Гуш эмуним»

«Гуш эмуним» («Блок верующих») – первая организация, которая поставила своей практической задачей объединить всех израильтян-сторонников заселения оккупированных в 1967 г. арабских территорий путем создания на них сети поселений. Учредительное собрание организации прошло весной 1974 г. в поселении Кфар Эцион. Инициаторами формирования нового поселенческого движения были учащиеся и преподаватели иерусалимской ешивы «Мерказ а-Рав». Возглавил движение р. Цви Йегуда Кук, сын р. Авраама Ицхака а-Коэна Кука (1865-1935), который, будучи главным раввином ашкеназийской общины Иерусалима, непосредственно руководил процессом создания первых поселений в Палестине и заселения страны еврейскими иммигрантами.

Теоретическое наследие р. А. И. Кука до сих пор является предметом изучения и практическим пособием для большинства израильских поселенцев, живущих за пределами границ, существовавших на 4 июня 1967 г. Из стен основанной им ешивы «Мерказ а-Рав» в Иерусалиме вышли сотни убежденных сторонников идеи «неделимого Израиля». Многие из них сейчас принимают участие в формировании решений государственных органов власти Израиля и Верховного Раввината страны, составляют ядро Совета поселений Иудеи и Самарии (ЙЕША) и Совета раввинов поселений. Р. Кук одним из первых призвал участников еврейского заселения Палестины к вооруженной борьбе со всеми, кто противостоит созданию независимого национально-религиозного центра в «Эрец Исраэль» – «Мы должны быть вооруженными в святой войне с Амалеком».

Первоначально движение находилось под покровительством «Национально-религиозной партии» (МАФДАЛ), которая входила в правительственную коалицию. Однако, по настоянию р. Цви Й. Кука, заявившего в конце 1974 года что «нет Гуш эмуним в партии МАФДАЛ, а есть только Гуш эмуним», произошло формальное отделение движения от МАФДАЛ. В организационном плане «Гуш эмуним» не имеет избранного руководящего органа, а возглавляется импровизированным секретариатом, что вполне отвечает определению, даваемому организации ее членами.

 Они считают «Гуш эмуним» стихийным движением без партийных билетов и партийных структур. На лидирующие позиции в «Гуш эмуним» выдвинулись молодые израильские раввины: глава поселенческого совета Кирьят-Арба р. М. Левингер, один из активистов создания блока поселений Гуш Эцион р. Х. Порат, идеолог и лидер религиозного молодежно-сионистского движения «Бней Акива» Х. Друкман, р. Исраэль Ариэль, бывший гл. раввин поселения Ямит на Синае, основатель и руководитель Института Иерусалимского Храма, р. Дов Лиор, председатель Совета раввинов еврейских поселений ЙЕША и гл. раввин поселения Кирьят-Арба и др. В многотысячных демонстрациях «Гуш эмуним» принимали участие будущие премьер-министры М. Бегин и А. Шарон, лидер правонационалистической партии «Техия» («Возрождение») Г. Коэн, член Кнессета от МАФДАЛ, министр социального обеспечения З. Хаммер и др.

террорист иудо-нацист Ханан Порат
террорист иудо-нацист Ханан Порат

После прихода к власти правого блока «Ликуд» в мае 1977 г. В октябре 1977 г. движение «Гуш эмуним» было официально признано правительством Израиля, а также ВСО и получило статус легального поселенческого движения. За несколько месяцев до официального признания руководство «Гуш эмуним» представило на рассмотрение правительства поселенческий план, рассчитанный на двадцатилетнюю перспективу. Предполагалось, что численность еврейского населения Западного берега (включая Иерусалим) увеличится и достигнет за этот период миллиона человек, будут созданы два больших города – возле Хеврона и Наблуса (около 60 тыс. человек в каждом), – несколько средних городов с населением пятнадцать–двадцать тыс. человек и сеть общинных поселенческих центров. Примечательно, что программу «Гуш эмуним» по заселению Западного берега поддержала целая группа руководящего состава Партии труда, включая Ш. Переса.

Программа «Гуш эмуним» с энтузиазмом была поддержана международным сионистским движением. В начале 1978 г. директор департамента по делам поселений ВСО М. Дроблесс подготовил документ под названием: «Генеральный план развития поселений в Иудее и Самарии, 1979-1983 гг». План Дроблесса, по сути, представлял собой немного скорректированную программу «Гуш эмуним»; он был одобрен израильским правительством, и к его реализации были привлечены министерства жилищного строительства и сельского хозяйства. Из бюджета ВСО на финансовое обеспечение плана М. Дроблесса было выделено 54 млрд израильских фунтов (3,2 млрд долл. по ценам 1979 г.). Всего с 1979 по 1983 гг. по плану М. Дроблесса было основано 105 поселений с числом жителей 22,8 тыс. человек. Большинство из появившихся в этот период поселений были созданы по инициативе активистов «Гуш эмуним». По некоторым оценкам израильских политологов, численность организации составляла около 150 тыс. человек.

Сотрудничество основного поселенческого движения с ВСО привело к организационной перестройке «Гуш эмуним». В 1978 г. от «блока» отделилась организация «Амана» («Доверие»), которая занялась разработкой программ создания поселений, подбором кандидатов и направлением их в конкретные места жительства, обеспечением поселенцев всем необходимым, распределением фондов социальной помощи. «Амана» объединила все общинные поселенческие центры, основанные «Гуш эмуним» и объявила, что основная цель организации заключается в развитии таких же центров на Западном берегу, Голанских высотах и в секторе Газа. До сих пор члены «Аманы» идентифицируют себя с участниками поселенческого движения «Гуш эмуним». В рамках программ ВСО и правительств «Ликуда» активисты движения «Амана» с 1977 по 1992 гг. создали около 60 поселений.

Члены «Гуш эмуним» – «Амана» возглавили многие местные поселковые и религиозные советы в поселениях Западного берега и Голанских высот, руководят деятельностью Совета поселений ЙЕША. Именно они определяют основные направления деятельности поселенческой инвестиционно-финансовой компании «Шева», круглосуточного радиоканала «Аруц-Шева» и печатного органа «Бэ-Шева». Помимо решения насущных хозяйственных проблем, члены «Амана» и Совета поселений на постоянной основе лоббируют интересы поселенческого движения в партийно-политических структурах, государственных инстанциях, в том числе в Кнессете и правительстве. Большинство членов Совета поселений ЙЕША, в том числе и нынешний его председатель и член Кнессета р. Ури Ариэль, либо участвовали в акциях «Гуш эмуним», либо полностью разделяют целевые установки этой организации.

После образования Совета поселений и движения «Амана», доминировавшие в лидерстве «Гуш эмуним» раввины приняли решение об объединении в рамках «Ассоциации раввинов Иудеи и Самарии».

Поселенцы выражали возмущение подписанием соглашений в Кемп-Дэвиде. Эвакуации весной 1982 г. израильских поселений с Синайского п-ова, прежде всего из поселенческого центра Ямит, предшествовала бурная компания неповиновения и сопротивления, в которой участвовали тысячи активистов поселенческого движения «Гуш эмуним».

В начале 1980 г. группа религиозных поселенцев, примыкавших в основном к «Гуш эмуним» и считавших, что правительственная политика в отношении поселенческого движения носит сдерживающий и неэффективный характер, создала законспирированную сеть экстремистских вооруженных организаций. С самого начала деятельность подобного рода группировок была не совместима с израильским законом «О борьбе с террором», поэтому они действовали в основном нелегально на территории Западного берега.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded