Category:

Кремль играет нашими пленными "под выборы"

. Эта игра будет набирать обороты и вполне способна всерьез повлиять на исход голосования

КЛОУН ИЛИ ДУРАК ?
КЛОУН ИЛИ ДУРАК ?

Движения вокруг дела украинских моряков, захваченных Россией в Керченском проливе, долгое время находившиеся в стадии полной заморозки, в последние дни внезапно оживились. Москва сделала ответный ход. На первый взгляд - бессмысленно-наглый, а на второй... НА второй - отлично продуманный. Итак, что же случилось?

Позиция России относительно решения Международного трибунала по морскому праву, обязавшего ее немедленно и без каких-либо условий освободить моряков, предсказуемо осталась неизменной: Москва не признает подсудности дела юрисдикции МТМП - и, в силу этого, не признает его права выносить по нему решения

Но Москва, выдержав паузу длинной в месяц, который давался ей на выполнение решения МТМП, направила в адрес ООН и МИД Украины ноту, в которой предложила свой вариант решения проблемы. Не признавая решения МТМП она выразила готовность освободить моряков, если они, будучи на свободе, примут участие в судебном процессе, который будет продолжаться. Как это могло быть организовано технически - вопрос отдельный. Моряки могли выехать в Украину под обязательство МИД аккуратно прибывать на судебные заседания, они могли жить в гостинице на территории посольства Украины, им могло быть снято жилье - но, во всяком случае, они уже не находились бы в тюрьме.

Были, однако, в этом предложении два момента, не позволявших Украине согласиться на него. Во-первых, освобождение моряков происходило не под личные гарантии каждого из них, что, в принципе, было возможно - в конце концов, они не грабители и не убийцы, и не несут социальной опасности, так что держать их под подпиской о невыезде при желании можно было и изначально,- а под гарантии украинского государства. Во-вторых, дать такие гарантии, еще раз подчеркну - дать их на государственном уровне, предлагалось уже после вынесения решения МТМП. 

Иными словами, Украине было предложено признать законность судилища над своими военнопленными, из которых пытаются сделать уголовных преступников, и тем самым одновременно признать незаконность решения МТМП, поскольку после его решения никакого суда над моряками быть не может, а всякая имитация "суда" при этом заведомо незаконна.

И МИД Украины российское предложение предсказуемо отверг, заявив о необходимости выполнять решение МТМП. Понятно, что вся роспропаганда немедленно взвыла о том, что, мол, "Украина отказалась от своих людей", и это было предсказуемо - но нас интересует реакция в Украине.

А в Украине президент Зеленский возмутился тем, что решение об отказе было принято без него, и он российской ноты в глаза не видел. На это глава МИД Климкин ответил что президент и не должен, и не может физически вникать в каждую ноту, и в ответ на нее. На то есть МИД, и МИД выполнил свою задачу, действуя в рамках своей компетенции.

Зеленский же полагает, что нота по морякам - не "каждая", а касается совершенно особой, важнейшей и резонансной темы. Он заявил, что узнает информацию о действиях МИД из интернета, а это явно ненормально, поскольку внешняя политика - зона ответственности президента, и предложил Климкину публично объяснить свои действия журналистам, с тем, чтобы он, как президент, мог затем узнать из интернета позицию МИД. Хотя едва ли у Зеленского, с его идеей "государства-смартфона" есть моральное право сетовать на подобную коммуникацию с МИД, тут уж, как говорится, за что боролся...

И, наконец, Зеленский провел брифинг, в ходе которого сообщил, что хочет обратиться к президенту России с призывом освободить пленных украинских моряков. Вероятно, такое обращение и будет послано его - нет, не Администрацией, а Офисом, который отличается от Администрации тем, что туда можно брать на работу лиц, попавших в люстрационные списки. Можно также легко и с большой долей веротяности предположить, и что будет послано ему в ответ. Но это уже не важно: ясно, что моряков не освободят, но президент отметится на том, что он об украинских пленных не забывает.

Климкин же, отвечая на вопрос о том, не сказалось ли его личное отношение к Зеленскому на нежелании советоваться с ним, сказал, что "не комментирует эмоции" и добавил, что с президентом у него есть "и тактические, и стратегические разногласия по вопросам противодействия российской агрессии...". " Поэтому в этих условиях я не считаю возможным больше помогать", - подытожил он, заметив впрочем, что готов обсудить с президентом возникший конфликт "если он захочет".

Далеко не факт, кстати, что Зеленский этого захочет. Глава делегации Украины в ПАСЕ Владимир Арьев, заочно дискутируя с Зеленским через FB отметил его нежелание советоваться с людьми, имеющими дипломатический опыт. Перепалка возникла после возвращения России в ПАСЕ.
"Вы только выслушали отказы в Берлине, Париже и на этом все? Вы, имея все возможности и инструменты, как глава дипломатии, не предложили никаких встречных условий? Почему не нашли времени встретиться с украинской делегацией, которая просила о встрече? Мы бы объяснили, что мог сделать президент. Почему не набрали Порошенко, который бы тоже мог объяснить, что делать, потому что делал не один раз? ", - написал Арьев.

Однако вернемся к пленным. Тема украинских пленных и их освобождения становится очень болезненной для Зеленского. Болезненной, в том смысле, что у него нет ни политического ресурса, ни опыта, ни команды для того, чтобы эффективно участвовать в этом процессе

Зато один из лидеров "Оппозиционной платформы - За жизнь", пророссийский олигарх Виктору Медведчук, должен получить 28 июня четверых украинских пленных для предъявления украинским избирателям своих успехов в переговорах с Россией. Причем, пленных "под выборы" выписывают в Кремле тоже не абы как, а весьма выборочно: кого-то освобождают легко, кого-то годами ни за что отдавать не хотят. Словом, за кулисами составления этих списков идут странные игры, заставляющие предположить, что выдают и будут преимущественно выдавать не то чтобы засланных казачков - хотя в отношении некоторых лиц есть и такие подозрения, а, скорее, людей, готовых, уже будучи в Украине, активно поучаствовать в предвыборной кампании в роли "пленного спасенного кандидатом N".
Все это в сумме складывается в весьма неприглядную и неприятную картину. Неприятности же здесь просматриваются следующие.
Первое. Все сейчас больше думают о выборах, чем о спасении пленных. Это и понятно, потому, что состав Рады определит курс Украины, и скажется в том числе и на обмене пленными, а всех под выборы в любом случае не отдадут, и проблема не исчезнет. Это вынужденный, и, по большому счету, даже правильный шаг. Но для среднего избирателя, мыслящего... ну, скажем так - весьма прямолинейно, это смотрится крайне скверно. И это открывает огромные возможности для манипуляций общественным мнением со стороны тех, кто пиара ради выписывает пленных одним политикам, и не выписывает другим.

Второе. Выписывают пленных в Кремле, и только там. Очень скупо и продуманно. Для Кремля они - ценный пропагандистский ресурс, с помощью которого можно ломать дух сопротивления Украины и подрывать доверие к политикам, особенно неприятным Путину. Поэтому сейчас, перед выборами, успехи политика N в освобождении пленных однозначно свидетельствуют о его договорных отношениях с Кремлем. Больше успехов - больше отношений. Но объяснить этот факт по меньшей мере 75% наших избирателей невозможно.

Третье. Избиратели, голосовавшие за Зеленского, и способные проголосовать за его "слуг народа" безусловно относятся к 75%-кам. Это порождает у Зеленского и его окружения нешуточные соблазны. А, поскольку, сам Зеленский - фигура несамостоятельная и внушаемая, а его окружение... Вот тут даже не знаю даже, право, как бы помягче выразиться, не рискуя нарваться на повестку в суд... Ну хорошо, пусть будет - "весьма специфично". Так вот, несамостоятельность Зеленского в сочетании с зашкаливающей специфичностью его окружения в сумме давали большую вероятность того, что он мог бы и согласиться на условия Москвы, изложенные в ноте.

С точки зрения предвыборного пиара в глазах 75%-ков это был бы не просто удачный - это был бы бомбовый шаг. Фантастический. Резко поднявший бы и без того немалый рейтинг "зеленых слуг" (вероятно, пора вводить и этот термин в оборот, отчего бы и нет - прижились же "зеленые человечки").

А с точки зрения дальнейшего развития ситуации в нашем противостоянии России и перспектив нашей поддержки в мире последствия такого шага были бы катастрофой. Дипломатической Хиросимой. В связи с чем действия Климкина вполне понятны.
Но у России будет еще масса возможностей испытать нашу государственность на прочность.... А она, увы, как минимум дала трещину. Потому что непонимание между МИД и президентом - а оно налицо - это трещина, и еще какая, независимо от того, кто из них прав, а кто нет.
Дальнейшие перспективы тоже не внушают оптимизма. Уже упомянутый Арьев, дискутируя с Зеленским, написал, что вскоре у президента может быть и парламентское большинство, и свое правительство, включая министра иностранных дел, с которым у него уже не будет разногласий. Арьев написал это в полемическом запале, в том смысле, что, мол, не надо увлекаться критикой украинской делегации в ПАСЕ, посмотрим еще, что сумеете сделать на нашем месте вы и ваши люди, на что вы способны.
Но я почему-то думаю, что обновленный, "позеленевший" МИД, как, впрочем, и другие министерства, как и "зеленая" Рада будут способны на очень и очень многое. В отличие от Арьева я не сомневаюсь в их способности свернуть горы и поменять местами Небо и Землю, а также предпринять другие, столь же масштабные новации. И вот, когда я пытаюсь представить себе последствия этих действий, меня, несмотря на жару, прошибает холодный пот.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded