Categories:

Чтобы обозначить не-еврея, талмуд употребляет название «Гой»

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ЕВРЕЙСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

      Чтобы обозначить не-еврея, талмуд употребляет название  «Гой» (множественное гои), но евреи на упреки за плохое отношение к гоям утверждают, что под этим названием они подразумевают язычников, а отнюдь не христиан и мусульман.

 Но это объяснение  не приемлемо, так как сам талмуд постарался его опровергнуть: «Необрезанный есть чужестранец, а чужестранец и язычник одно и то же».  (126) Отсюда ясно, что все последующее относятся к не-евреям; мы в дальнейшем увидим, что христиане являются, наоборот, предметом особой ненависти.
      Талмуд, признавая, как закон, происхождение евреев из сущности Бога, тогда как гои происходят от дьявола, в дальнейшем еще  более подчеркивает это различие: «Евреи более приятны Богу, нежели Ангелы,  (127) так что дающий пощечину еврею совершает столь же тяжкое преступление, как если бы он дал пощечину Божьему Величию, почему гой, ударивший еврея, заслуживает смерти».  (128) 

«Это постановление справедливо, — утверждает талмуд, — ибо бесспорно существует различие между всеми вещами; растения и животные не могли бы существовать без попечения о них человека, и подобно тому, как человек превосходит животных, так евреи превосходят все народы на земле».  (129) «Эти последние ничто иное, как семя скотское»,  (130) так что, если бы евреев не существовало, не было бы благодати на земле, ни луча солнца, ни дождя, и люди не могли бы существовать. (131)
      Все раввины солидарны в признании за не-евреями чисто животной природы. 

Рабби Моисей бен Нахман, рабби Раши, рабби Абраванель, рабби Ялкут, рабби Менахем сравнивают их по очереди с собаками, ослами и свиньями, не в виде, оскорбления, но с учеными рассуждениями и с научной целью: «еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам», — заключает Абраванель.  (132) «Вы все евреи, вы люди, а прочие народы не люди, так как их души происходят от злых духов, тогда как души евреев происходят от Святого Духа Божьего»,  — говорит рабби Менахем.  (133) 

Таково же заключение  рабби Ялкута, говорящего: «Одни евреи достойны названая людей, а гои, происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями».  (134)
      Чтобы более ярко иллюстрировать это положение, талмуд пользуется анекдотом, рассказывая похождения известного рабби Бен-Сира, которому во время плена Вавилонского Навуходоноссор оказывал знаки большой дружбы. Царь дал ему много доказательств своего расположения, и, думая однажды сделать ему приятное, предложил ему в жены одну из своих дочерей, но Бен-Сир, гордо выпрямившись, ответил ему: «Знай, царь, я сын человеческий, а не животное».  (135) Действительно, с точки зрения талмуда, царская дочь есть только сука или свинья, немного больше замечательная, чем другие, и еврей унижает себя, беря ее в жены.
      На этом важнейшем различии между евреем-человеком и не-евреем-животным зиждется все талмудское учение нравов. 

Фарисеи, его составившие, не могли совершенно изгладить воспоминание о законе Моисея и определенные предписания, коими еврейский законодатель повелевал своему народу справедливость и милосердие к ближним. Но, благодаря изложенному выше различию, фарисеи могли утверждать, что мысль Моисея была неправильно истолкована, когда под ближним понимали не-еврея. Милосердное правило Моисея сохраняет всю силу, когда дело касается справедливости по отношению к еврею, или обязанности придти ему на помощь, но оно отнюдь не может, быть прилагаемо к гою, по отношению к жизни и имуществу которого еврей не имеет больше обязательств, чем если бы этот гой имел вид собаки или осла. Более того, гнев Божий никогда не тяготеет ни над ослами, ни над собаками, «тогда как проклятие Иеговы тяготеет над гоями».  (136)
      Это утверждение, что Бог ненавидит гоев, оправдывает, все по отношению  к ним применяемые жестокости; ибо почему надо любить то, что Иегова ненавидит? 

Отсюда ясно, что талмуд относит ко всем гоям следующее правило: «Не оказывайте им никакого снисхождения».  (137) «Запрещается относиться с жалостью к тем, кто не имеет разума».  (138) «Не подобает человеку справедливому быть милосердным к нечестивым».  (139)«Будьте чисты с чистыми и лукавы с нечестивыми».  (140) «Пусть не говорят, что гои могут не быть нечестивы и даже казаться добродетельными», — поясняет талмуд. «А если они даже делают добро, если подают милостыню, или поступают добродетельно, то за это нужно еще  более их ненавидеть, ставя им это в вину, ибо они это делают лишь из тщеславия». (141) Однако, опыт уже показал составителям этих правил, что было неосторожно применять их слишком открыто, ибо гои выражали иногда досаду на такое с ними обращение. Поэтому талмуд постарался дополнить их лицемерными советами: «Боясь Бога, человек должен быть всегда хитер», — говорит он.  (142) «Поэтому поклонись гою, чтобы быть с ним в мире, чтобы сделаться ему приятным, и тем избегнуть неприятностей».  (143)А рабби Бакаи добавляет  (144): «Лицемерие допустимо в том смысле, что еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть оказывает им почтение  и говорит: «Я вас люблю». 

Но Бакаи старательно подчеркивает, что: «это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом, или имеет основание  его опасаться; в противном случае это является грехом».  (145) 

Чтобы лучше обмануть гоев, еврей может даже посещать их больных, хоронить их покойников, делать добро их бедным, но все это должно быть делаемо, дабы иметь покой, и чтобы нечестивые не делали зла евреям.  (146)
      Ошибочно было бы предполагать, что талмуд ограничивается этими общими указаниями касательно образа действия, которого евреи должны придерживаться относительно тех, кто не принадлежит к их народу. Множество случаев предусмотрено, дан ряд указаний, исходящих из коренного различия между евреем-человеком и гоем-животным, и дающих еврею право пользоваться по усмотрению жизнью и имуществом гоя, принадлежащего еврею наравне с собакою, которую можно продать, бить или убить по желанию. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded